четверг, 25 июля 2013 г.

Побочный эффект заказов. Правки.

Когда портрет готов, художник счастлив и доволен. Но радоваться рано. Потому что, клиент может попросить внести правки.



Различать каприз и полезное замечание
Возможно, от глаза художника действительно что-то ускользнуло, такое бывает, и в этом нет ничего страшного. Тогда, подсказка со стороны «незамыленного» стороннего наблюдателя, пойдет только на пользу. А возможно, у клиента просто плохое настроение. И тут очень важно тонко почувтсвовать разницу и удовлетворить желание клиента, нопри этом не испортить работу - все-таки заказчик не художник и некоторых тонкостей может не учитывать. Изменение одного элемента может привести к изменениям других по цепной реакции. Это большой риск, поскольку портрет уже готов и проделана большая работа, которая может оказаться напрасной.

Большой семейный совет
Правки - это страшный сон всех художников (и не только), работающих на заказ. Самый проблемный вариант, если оценить портрет собирается вся семья - разные люди с разными вкусами, пристрастиями и понятиями о прекрасном.  Правки, составленные по комментариям группы людей, могут даже противоречить друг другу.  Но это, слава богу, не так часто происходит. Однако, могу сказать, что у меня был подобный опыт.

Индивидуальность портретируемого
Обычно, заказчики просят сделать бабушек помоложе, полных женщин постройнее, убрать веснушки у рыжей барышни. Мне, иногда, очень жаль выполнять эти просьбы, потому что эти особенности составляют индивидуальность человека. Всегда интереснее рисовать колоритных людей с ярко выраженным характером. Кроме того, если злоупотребить подобными правками, можно упустить сходство.
Что можно, а что нельзя
Иногда, правки и вовсе невозможны. Например, если требуется убрать какой-то элемент, нарисованный мягким карандашом. Такой карандаш почти не поддается ластику. Или если изменения кардинальны. Вообще, я стараюсь не использовать ластик, поскольку это, так или иначе, вредит бумаге.
Вполне допустимо изменить объем, например, носа или сделать щеки менее пухлыми. Это делается с помощью затемнения или осветления некоторых участков.

Лимит правок
Бывает, что после внесения правок у клиента появляется еще ряд предложений по доработке. Иногда и двумя заходами не ограничивается. Хочу сказать, что хоть случаи эти и редки, но все же они периодически возникают. Теперь я установила для себя лимит правок: если после выполнения второго исправления у заказчика все равно возникают пожелания,  то я извиняюсь и прекращаю работу над этим заказом. Несмотря на то, что работа мной проделана в полном объеме и даже больше с учетом переписок-правок я получаю всего лишь половину оплаты - 50% задаток, который я не возвращаю. Мне становится очень грустно, но нервы дороже. Раньше я не брала задатка и, бывало, проделывала такую же большую, но бесплатную работу. 

Итог
Правки, они как погода - можно на них ворчать, но они никуда от этого не денутся. Поэтому советую рассматривать их как бесценный опыт. Всем спасибо за внимание!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий